Сравнение Android, Windows Phone и iOS
До сих пор нет единого мнения: iOS, Android или Windows Phone? Справа кричат, что Android лучшее, что могла создать Вселенная, хотя забывают, что эту Вселенную создал Apple.
Слева пророчат провал и неуспех Windows Phone, скромно умалчивая, что тот же Google и Apple пошли в копирование элементов интерфейса «дурацкой и неудобной» ОС от Microsoft. Уже имея четырёхлетний опыт общений с устройствами всех трёх операционных систем, я постараюсь просто и ненавязчиво описать, как оно есть на самом деле.
iOS – всегда идеально
Обзор следует посвятить сразу двум версиям, так как впервые, спустя шесть лет пользователи откровенно недовольны последней версией прошивки и желают вернуться на предыдущую, которая, в полной мере, реализует принципы, заложенные еще Стивом Джобсом.
Свою жизнь купертиновская операционка начала в 2007 году и, с тех пор, достигла почти полного совершенства в своей последней успешной версии 6.1.4, а не в 7.0, как может показаться читателю. Её основные принципы – это скорость, чрезвычайная стабильность, мощная поддержка, простота, интуитивность интерфейса, надёжность.
Однако, безопасность программного продукта довольно быстро нарушается командами хакеров, таких как DevTeam, с целью предоставить пользователю открытую файловую систему и возможность ставить взломанные приложения и утилиты. Это чревато сбоями в системе, но позволяет, в некотором роде, кастомизировать (придать индивидуальность) операционной системе и настроить её под себя.
В каждом новом обновлении Apple закрывает дыру в безопасности и взламывать iOS становится все тяжелее, а пользоваться взломанным устройством не комфортнее. Взламывать или нет, решать Вам, но политика бесплатных программ, промо-акций и приемлемых цен в магазине приложений App Sore – намного более выгодный путь, не только не нарушающий ежедневную работу устройства, но так же предоставляя своевременные обновления и качественную работу всего, чего бы Вы не приобрели.
Устройства на базе iOS очень качественно собраны. Возьмём, к примеру, самый долгоживущий и до сих пор популярный iPhone 4. Материалами выступают алюминий и стекло. Прочный каркас и отсутствие свободного пространства в местах стыковки корпуса и внутренних элементов. Нет ни одной съемной детали, кроме винтиков на нижнем торце, которые можно изъять либо производственными манипуляторами, либо специализированными инженерными инструментами. Здесь никогда не будет скрипов, люфтов и зазоров.
Высокое качество комплектующих, соответствующих стандартам Apple Inc. – более строгих, чем обычные международные стандарты качества. Будьте уверенны, что то, что написано на бумаге и подается покупателю как реклама, соответствует действительности.
Комплектация смартфона состоит из наушников-капелек, адаптера электропитания, кабель USB-30pin коннектор, краткой инструкции и ключика для открытия лотка SIM-карты. Она здесь, к слову формата micro-SIM вплоть до iPhone 5.
Интерфейс iOS 6
По умолчанию, интерфейс состоит из двух рабочих столов, расширяемых до одиннадцати. Жест влево до конца открывает Spotlight – строка меню, которая по введенным буквам и словам производит поиск содержимого в аудио-видеозаписях, SMS-сообщениях, телефонной книге, приложениях, интернет-браузере (включая закладки). Жесть сверху вниз – центр уведомлений, содержащий данные о погоде, акциях, напоминаниях, строки полученных сообщений и push-уведомлений из программ, поддерживающих такую функцию.
Долгое нажатие на иконку запускает её «дрожание» и возможность удалить программу с устройства. Одинарное нажатие на кнопку Home возвращает на главный рабочий стол (первый по счету). Двойное нажатие – открытие панели многозадачности. В нем жест влево до конца позволит управлять блокировкой ориентации экрана и аудиоплеером с быстрым доступом к аудиоконтенту по нажатию на ярлык.
Жестами вправо можно просматривать запущенные приложения и быстро перемещаться между ними. Долгое нажатие на иконку позволяет убрать из списка запущенную задачу. Однако, в 6-ой версии iOS, приложения, помещенные в многозадачность, лишь позволяют получить к ним быстрый доступ, но сохраняют текущий прогресс только для стандартных программ, но никак не установленных из магазина.
К примеру выйдя из игры и зайдя в нее снова через многозадачность, придется начать все сначала. Данный недостаток постепенно решается разработчиками программ. Быстрый доступ к коммуникациям отсутствует. Для запуска 3G и Wi-Fi нужно несколько раз войти в Настройки.
Так же, в меню Настройки можно задать рингтон, настроить почту, iCloud (облачный сервис хранения Ваших данных), яркость, изменить параметры SMS-сообщений, вызовов, установить пароль. Разблокировка аппарата осуществляется жестом слева-направо по надписи «Разблокируйте», с этого же экрана можно управлять музыкой и запускать приложение «Камера» простым движением вверх.
Интерфейс состоит из объемных, отлично прорисованных иконок, хорошо читаемого шрифта (в некоторых приложениях его можно увеличить до 52-х пунктов) и неизменяемого док-бара (выделенная 3D-плоскость, которая не меняется при листании рабочих столов, но иконки могут быть заменены другими или вовсе отсутствовать). Притормаживаний нет, зависаний не наблюдается, перезагрузок не происходит.
Для синхронизации контента (музыки, видео и программ) требуется программа iTunes. Для пользователей Mac OS она является родной, то есть специально разработанной для этой операционной системы. Пользоваться ей удобно, но есть неприятный момент: удаленная музыка и видео с телефона, вновь возвращается в телефон при подключении к компьютеру.
Так что, удалять следует именно на компьютере, а потом синхронизировать с ПК телефон. Зачем тогда добавили возможность удаления файлов прямо из телефона мне не понятно. Аналогичная программа была разработана и для Windows. В ней ситуация усугубляется плохой оптимизацией и глюками, вроде потери всего контента. Так что не ждите, что пополнение личной библиотеки может быть простым делом. Подведем краткий итог по разделу.
— Красивый, удобный, быстрый интерфейс;
— Стабильная оптимизированная операционная система;
— Множество полезных и интересных приложений в AppStore;
— Прекрасная сборка из качественных и премиальных материалов;
— При меньшем объеме аккумулятора большее время работы без подзарядки.
— Недоработка и плохая оптимизация iTunes под Windows;
— Отсутствие полноценной многозадачности;
— Отсутствие Центра Управления.
Смартфоны на базе iOS 6.x.x, iPhone 4, iPhone 4S, iPhone 5 подойдут всем. Ребенку трёх лет. Дедушке за восемьдесят. Все смогут разобраться и найти применение новому телефону. Кто-то будет играть, а кто-то просто звонить. Кому нужен интернет, кому отличный плеер. И со всем этим iPhone справляется на раз-два.
iOS 7 – перезапуск
iOS7 – это работа над недостатками iOS 6, которые породили новые недостатки. Те, кто успел попробовать предрелизную версию разделились на два лагеря. С одной стороны, пользователям нравится, что теперь всего за пару движений можно включить беспроводные сети, фонарик, калькулятор и режим работы, с другой – интерфейс стал плоским и «некрасивым». Теперь он больше напоминает Windows Phone 8 с уходом в ядовитые и яркие цвета.
Иконки потеряли свою объемность, шрифты стали тонкими и плохо читаемыми, фон в некоторых приложения стал белым, что стало причиной быстрой разрядки аккумулятора. Появились легкие подтормаживания, перезагрузки. Нет резона переходить на «инновации». Сделать это можно потом, когда страсти улягутся.
Смартфоны на базе iOS 7.x.x, а это линейка аппаратов от iPhone 4 до iPhone 5S, как ни странно, тоже подойдут для всех. Ничего сверхнового не поменялось, пользоваться стало удобнее, но сырость прошивки не позволяет поставить ОС в один ряд с прошлой версией.
Android – максимум свободы
У каждого третьего человека на планете есть телефон с операционной системой Android, начиная от версии 2.3 и заканчивая версией еще запущенной в расход 4.4. Такая популярность обоснованна гибкостью системы.
Здесь каждый может настроить ОС под себя. Объемные или плоские иконки, 3D-анимация, управление через жесты, быстрая загрузка, свой загрузочный экран, формирования рабочих столов, установка виджетов, плееров, видеопроигрывателей, сторонних номеренабирателей, интерфейсов календарей, почты и SMS-сообщений, да в целом, любой программы.
Одним словом, на Android можно сделать что угодно и все, что душе угодно, было бы желание. Но в чем минусы такой гибкости? В стабильности и надежности системы. Перезагрузки, сбои, полная смерть аппарата, тормоза, глюки могут произойти как от мельчайшего вмешательства в работу системы, так и совершенно по независящим от Вас причинам.
Устройства на Android можно взламывать, но смысла в этом нет никакого. Пиратские приложения можно ставить в систему напрямую как с устройства, так и загружать через USB-кабель. Да и в магазине приложение Google Play более половины программ являются бесплатными.
В каждой новой версии прошивки повышается стабильность и скорость системы. Лишь два типа устройств получают новую прошивку постоянно: это планшет и телефон серии Nexus. Остальные довольствуются текущей, либо предыдущей версией. Происходит это потому, что виды телефонов и комбинаций их характеристик настолько разные, что нет возможности делать под каждые из них драйвера для установки и оптимизации актуальной версией прошивки.
Описывать интерфейс Android не всегда имеет смысл, в виду кастомизации разными производителями. И все же. Узнаем об основных моментах на примере чистой оболочки системы.
По умолчанию в Android есть два вида отображения интерфейса: быстрый доступ, который выстроен в виде рабочих столов и полный список приложений через кнопку «меню». Рабочие столы могут исчисляться до бесконечности, можете скачать весь контент магазина Google Play, но в этом случае система будет сильно перегружена.
Внизу имеется док-бар в виде 5 иконок: звонки, контакты, меню, сообщения и браузер. Иконки можно менять, а так же делать из них папки, перетаскивая приложения на эти же иконки. Такой механизм применяется и для иконок рабочего стола. На рабочий стол можно устанавливать как статические, так и живые и 3D-виджеты погоды, загрузки оперативной памяти и процессора, блокнота, заметок, календаря и тому подобное.
Жест сверху вниз открывает Центр Уведомлений, в котором отображаются все события которые инициированы пользователем, а так же пропущенные звонки, SMS, заметки и напоминания. Из этого центра можно переместиться в Центр Управления, где можно управлять беспроводными сетями, звуковыми профилями, режимами работы, считывать показатели использования интернет-трафика, GPS, яркость и мониторинг батареи. Очень удобно, информативно и полезно.
Список приложений находится в отдельном меню из трёх секторов: Приложения, Загруженные, Виджеты. Приложения: Здесь хранятся абсолютно все приложения, которые установлены на устройстве. Сплошной беспорядок и хлам. Который, к тому же, нельзя удалить (если не использовать специальные твики и лаунчеры). Сектор Загруженные отображает те приложения, которые Вы недавно загрузили.
Виджеты – стандартный набор элементов интерфейса, включающий различные элементы управления. В зависимости от телефона на нем либо имеются либо наэкранные, либо кнопки, расположенные на корпусе. Наэкранные могут быть только сенсорными с тактильной и без тактильной отдачи, со звуком или без. Расположенные могут быть так же сенсорными и механическими, либо комбинированно сенсорно-механические. Краткий итог по разделу.
— Гибкая операционная система;
— Множество различных приложений и виджетов;
— Удобный пользовательский интерфейс;
— Бесконечные возможности программной модификации.
— Нестабильность и ненадежность системы;
— Грубая оптимизация ОС для устройств не из серии Nexus.
— Практически нулевая поддержка программного обеспечения в соотношении «количество выпущенных устройств и количество обновленных аппаратов»
— Быстрый разряд батареи.
Аппараты на базе Android – это стезя для любопытной молодежи и продвинутых гиков. Для тех, кто любит часами сидеть и что-то настраивать, улучшать, изменять. Это полное взаимопонимание между не дающей покоя системы и не дающим ей покоя пользователе.
Windows Phone 8. Плитка не для ванной
Редмондская ОС могла бы стать идеальной, будь в голове Стива Балмера побольше мозгов. Это единственная из трех операционных систем, которая не решилась нагло копировать чужой интерфейс и не подстраивать его под свои аппараты.
Удивительно, что абсолютно каждый смартфон на Windows Phone 8 работает практически идеально. Перезагрузки случались лишь у смартфонов с самыми первыми версиями микропрограмм. Устройства на базе этой ОС работают плавно, быстро и долго. Большую роль в этом сыграл закрытый код. Никто его не увидит, никто его не взломает.
У «винды» есть свой магазин приложений под незатейливым названием «Магазин». Сразу придется огорчить – более половины приложений платные, а те, что хорошие платные – дорогие платные. Разнообразия мало, в основном, все в единственном числе, а бесплатные игры не радуют своей функциональностью, в отличие от программ, которые смотрятся не просто хорошо, но имогут дать фору андроидовским аналогам.
Смартфоны на базе Windows Phone 8, по сути, не отличатся друг от друга техническими характеристиками. Их главный козырь – внешний вид. Разные цвета и необычный дизайн. При этом смарфтоны действительно выглядят стильно и красиво, их не хочется отпускать, а люди, видящие Вас с таким аппаратом приковывают свой взгляд на него.
По умолчанию интерфейс состоит из двух рабочих столов: плитки и список иконок. Плитки (они же тайлы) являются «живыми» плоскими 2D-геометрическими фигурами с заливкой определенного цвета. Размер плиток регулируется по критериям: маленькие, средние и большие. Увеличение происходит от квадрата к прямоугольнику. Рабочая область плиток располагается в 3 мм, а статус строка 2 мм от экрана аппарата. Сделано это для эффекта. Эффекта чего, мне так и не удалось понять. Но в приложениях и блокировки экрана этой пустой черной области нету. Кстати, фон можно сделать и белым. Имеется двадцать одна цветовая схема плиток.
На главном экране сгруппированы плитки, звонки, контакты, SMS-сообщения, браузер IE10, почта Hotmail, плеер, камера, календарь, игровой хаб (Xbox-игры), фото, карты, будильник, настройки, заметки One Note, офис, включающий в себя Microsoft Excel Mobile, One Note Mobile, Power Point Mobile, SharePoint Mobile, Word Mobile. На экран можно вывести бесконечное число плиток, которые будут добавляться вниз, опуская экран. Сюда можно добавлять практически любой элемент из таких приложений, как браузер, электронная почта, Xbox-игры, контакты.
Второй рабочий стол – это список всех установленных приложений. Он бесконечен и зависит только от памяти Вашего аппарата. При этом, достигнув определенное значение программ, образуется группировка по начальным буквам имен приложений. Убрать это никак нельзя.
На данный момент в Windows Phone 8 нету Центра Уведомлений, статус-бар скрыт. Чтобы его вызвать требуется выполнить жест сверху вниз. Бар состоит из индикаторов батареи, беспроводных сетей, звуком профиле и уровне заряда батареи. Быстрого доступа тоже нет, приходится идти в настройки и искать беспроводные сети, а так же другие режимы работы телефона.
Что ещё пока вызывает неудобство, так это окно SMS-сообщений, заметок и других программ, использующих сенсорный ввод. Клавиатура сдвинута вправо и имеет небольшой размер. Никакой тактильной отдачи и в помине нет. Кнопки маленькие, маленький и пробел – попасть с первого раза будет тяжело, но приучиться можно.
Абсолютно неудобный плеер. Кнопки управления расположены вверху, так, что до них приходится дотягиваться. Составлять плейлисты сплошной ужас. Невозможно включить те песни, которые тебе нужно, не захватив туда ту, которую прослушиваешь в данный момент, даже в режиме паузы. Поэтому для начала создаем название плейлиста, потом выбираем песни, а уж следом можно включать что-нибудь послушать. Иногда возникают ошибки и песни пропускаются. Известная проблема имеется с дублированием файлов. По 10-15 песен копий одной композиции. Память устройства заполняется мусором, который нельзя очистить (на смартфонах Nokia это баг исправили выпуском твика, который очищает ненужные файлы).
Телефоны на Windows Phone 8 имеют три сенсорные кнопки ( в редких случаях одна из них механическая): назад, домой и поиск в сети. Последняя имеет свойство попадать под большой палец и случайно нажиматься, выкидывая нас из текущего состояния в Web-браузер.
У всех аппаратов есть механическая кнопка съемки, работающая как из активного окна, так и в заблокированном режиме. Есть некое подобие многозадачности. При долгом нажатии на кнопку «назад» появляется окошки приложений и возможность перемещаться и закрывать их. Данные приложений, если они являются сторонними, при этом будут потеряны.
Двойное нажатие на кнопку «домой» открывает Голосовое управление. Однозначно, оно реализовано здесь на отличном уровне. Это не Siri, но упор был на именно на управление функциями телефона, а не на поиск контента в сети или картах.
Отдельно хочется сказать про карты. Они составлены Nokia, имеют довольно не свежий вид, но зато могут быть сохранены в память телефона. Офис от Microsoft оказался лучшим офисом среди всех мобильных бесплатных офисов. Просмотр и редактирование данных легко дается осуществлять даже на такой неудобной клавиатуре, которую умудрились реализовать инженеры для этой ОС.
— Быстрый и плавный интерфейс;
— Долгий заряд аккумулятора;
— Механическая кнопка запуска и съемки камеры;
— Стильное исполнение аппаратов
— Небольшой выбор приложений и игр;
— Стоимость программ иногда просто неадекватна;
— Убогий музыкальный проигрыватель;
— Заполнение внутренней памяти неизвестным мусором;
— Дублирование файлов;
— Нет Центра Уведомлений;
— Нет Панели Управления;
— Неудобная клавиатура.
Вроде бы и грустно, но некоторые из этих пунктов Nokia успешно решила в последней версии прошивки GDR 3, которая пока реализована в моделях Lumia 920, 925, 1020 и 1520.
Что же, смартфоны на Windows Phone 8 подойдут либо энтузиастам, либо тем, кто не заморачивается всевозможными модными веяними типа «игрушки»,»количество программ», «супер 3D-графикой». Это просто сенсорный смартфон, базывые функции которого работают так, как они должны работать.
Сравнение Android, Windows Phone и iOS
Небольшая сводная таблица, в которой по балам посчитаем какую ОС для повседневного использования лучше всего приобрести. Оценка производится по 10 балам и суммируется в общий результат по 10 пунктам.
Как видно из таблицы, самую худшую оценку «2» получил Windows Phone 8. Обновление на эту операционную систему происходят так редко, что можно поменять два телефона, но так и не дождаться пока исправят текущие недостатки.
С Android дела обстоят намного лучше, но причина столь низкой оценки кроется в том, что лишь 10% из всего рынка аппаратов получают и будут получать новейшей ПО, когда 90% будут довольствоваться только обновлением предыдущей версии на актуальную и получением пары патчей. К тому же, из этих 90, 40% никогда уже не получат обновлений.
У iOS дела обстоят лучше всех. Минимальное время выхода обновления на прошивку – 2 недели. Таким образом, доработка и улучшение работы системы происходит практически в оперативном режиме.
Временем работы от аккумулятора порадовали Windows Phone 8 и iOS 6. Порой, если пользователь только звонил и писал сообщения, его аппарат мог работать целую неделю на одном заряде. А режим энергосбережения на Windows растягивал время еще на несколько дней.
Однако, 10 баллов получает именно iOS 6. При всех запущенных сервисах и активной работе аппарат хватало более чем на 24 часа беспрерывной работы, чего не скажешь об iOS 7, где сырая оптимизация не позволяет протянуть устройству до вечера.
Худшая стабильность у аппаратов под управлением Android. Каждый пользователь, хотя бы раз раз купивший телефон на этой ОС испытал ненависть, боль и разочарование, испортив себе нервы и вырвав волосы на голове.
Синонимом стабильности здесь будут «тормоза», «глюки», «перезагрузки», «кирпич». Таким не брезгуют даже, вроде бы казалось, доработанные и созданные в сотрудничестве с Google смартфоны и планшеты серии Nexus. В тексте статьи подробно описаны программные косяки iOS 7 и Windows Phone 8, которые не красят имидж обеих компаний.
Самые дорогие и неинтересные приложения на Windows Phone 8. Тяжело найти что-то полезное с первого раза. Придётся покопаться, прочитать сотни отзывов и все равно оказаться ни с чем. Оценку от полного провала спасают программы. В отличие от несуразных игр, разработчики сделали вполне симпатичный и нужный в повседневной жизни софт. Но его разнообразие минимально. Поэтому придется пользоваться тем, что есть.
Количеством приложений берет вверх связка iOS7-Android. Миллиард приложений. На любой вкус и цвет. Добавить нечего, кроме того, что Windows Phone 8 здесь в сильном проигрыше.
Зато выделился Магазин Windows, как своего рода, элемент взаимодействия пользователя с контентом. Удобная сортировка, коллекции и фильтры не оставят равнодушными даже самых требовательных пользователей. Почти полное отсутствие мусора и удобная система подробного описания приложения.
К тому же, каждое из них можно просто попробовать перед покупкой, чтобы решить, нужно Вам это или нет. Следом идет Google в котором можно совершать покупки в один клик и iOS, где интерфейс AppStore не такой дружественный, как кажется на первый взгляд.
«Включил и пользуешься». Это конек Windows Phone 8 и iOS. К тому же, у Microsoft удалось сократить время первоначальной настройки работы аппарата до нескольких шагов, обходя популярную ОС от Apple. Два экрана, крупные плитки и все.
Вам хватит пару минут и Windows Phone 8 станет для Вас лучшим другом. Ежедневно, Вы будете находить нужный Вам пункт меню не задумываясь в каком месте его лучше все искать. Рабочий стол с несколькими экранами и быстрым доступом. Удобно, быстро, все, что нужно здесь и сейчас без лишних слов и непонятных ярлыков. Такова iOS 6. А интерфейс iOS 7 стал лишним плюсом в портфолио компании.
Работают современные ОС почти одинаково. Но по совокупности выпущенных устройств и скорости обработки данных вперёд снова вырвалась двойка Microsoft-Apple. Задержки для них редкость, приложения и программы открываются настолько быстро, насколько позволяет код, над которым трудились разработчики софта.
Если бы можно было поставить оценку «20» мы бы ее и поставили. Никто не вровень Android’у по бесконечным возможностям. При желании можно управлять не только бытовыми устройствами, но и космическими кораблями. Потолок упирается в железо и разум пользователя. Настроить можно практически все, под себя, под других и под обезьяну, если хотите.
Велика возможно и просто угробить свой смартфон. Широкими возможностями обладает и iOS 7. Дайте ей приложение и она перевернет мир. К счастью и сожалению у этой ОС закрытой код, что ограничивает iPhone в телодвижениях, но придает стабильность и надежность. Про Windows Phone 8 и говорить нечего. Это коридор. Идти можно туда, куда сказали и разрешили.
Заключение
Да простят (а скорее всего закидают помидорами) меня фанаты Android’a и Windows Phone. Я не хотел, но так вышло. Побеждает iOS. Две ревизии двух последних прошивок от Apple занимают первые два места. Да, iOS 7 стала хуже и отошла от принципов заложенных Стивом Джобсом, но на выходе мы получили все равно продукт уровня мирового класса. Смартфон от Apple прост, удобен, красив, качественен. Он создан для пользователя. Для любого. Даже для детей. Но в вдали от его рук.
Ведь, как никак, а демократичность только вредит. Угодить большинству нельзя, но можно большинство направить за собой. Принудительно, как это делает Microsoft и добровольно, как предлагает Apple. Вас не заставят пользоваться тем, чем Вы не пользуетесь, Вам не дадут набор конструктора, как это делает Android, Вам предлагают готовую модель. Без лишней шелухи, отполированную и готовую работать на Вас столько, сколько потребуется. Да, iPhone стоит дорого. Увы, это политика наших продавцов. Но даже так это цена вполне оправданна. Вы платите не просто за деталь, а за качество и комфорт.
Уроки Symbian OS — фиаско топ менеджеров, колосс на глиняных ногах, или неотвратимость бытия?
Страшно представить как летит время, но с 1 января 2021 года прошло уже 7 лет, с момента когда корпорация Nokia прекратила поддержку Symbian OS. В 2014 году разработчики ОС окончательно поставили крест на еще недавнем монополисте в сегменте мобильных операционных систем. Как такое вообще возможно? Всего за 2-3 года из абсолютного лидера превратиться в безусловного аутсайдера полностью утратив рынок новых девайсов и еще через пару лет стать официально похороненной платформой.
Как-то полемизируя с коллегой о жизненном цикле ПО прозвучала фраза, что как и любой живой организм программы также имеют свои стадии — рождения, становления и конечно же смерти. Более того, развивая свою мысль мой оппонент утверждал, что благодаря интенсификации технологического прогресса, с каждым новым десятилетием этот жизненный цикл программных продуктов сокращается. При некоторой очевидной схожести процессов протекающих в цифровом мире и мире живой природы, все же на сколько корректно такое сравнение? По сути, если оценить статистику распространенности ИТ-сервисов в мире, за последние лет 30, можно констатировать, что мы с вами стали свидетелями грандиозных, по своим масштабам, взлетов и падений. То, о чем 20 лет назад можно было услышать лишь в «курилках» кремниевой долины, через 10 лет покоряет мир. То, что еще 10 лет назад казалось вечным и непоколебимым — сейчас валяется в руинах. Если мой коллега действительно прав в своих аналогиях, в каком мире мы окажемся через 10 лет? Реальность где OS Android скатилась к околонулевой доле рынка, а ее официальная поддержка прекратилась и осуществляется сообществом маргиналов-олдфагов, а корпорация Apple тем временем продала свое мобильное подразделение и занялась выпуском «микроволновок».
Так все же почему умер Symbian OS? Стратегические ошибки менеджмента, критические изъяны архитектуры, заложенные еще в первые годы становления системы, или все же фатальная неотвратимость жизненных циклов? Об этом и не только мы далее поговорим в статье.
Детство Symbian
Хотя Symbian OS долгое время ассоциировалась с телекоммуникационным гигантом Nokia, а в конце своего жизненного пути и вообще стала его частью, сама платформа уходит корнями в далекие 80-е. Именно в 1980 году, в Британии, была создана компания Psion PLC, которой в недалеком будущем будет суждено поучаствовать в развитии зарождающегося направления мировой ИТ-индустрии — персональные цифровые ассистенты, или в более привычной для нас с вами интерпретации — носимая электроника. Начав с разработки программного обеспечения для существующих ЭВМ, вскоре компания начала выпускать и собственные девайсы. Имея уже определенный опыт разработки ПО — на начальных этапах это были игры и офисные приложения, руководство Psion решило, что для следующего шага в развитии компании необходимо создавать собственную операционную систему. С конца 80-х в Psion началась интенсивная работа над созданием программой платформы SIBO ( SIxteen Bit Organiser ), и соответственно на ее базе OS EPOC. Менее чем через 10 лет после этих событий — в 1998 году, мир узнал о создании Symbian OS, а фактически состоялся ребрендинг уже успешно существующего продукта — OS EPOC32. Во времена всеобщего хаоса стандартов, огромного количества локальных производителей оборудования и ПО, именно творению Psion PLC ( точнее ее дочерней компании — Symbian Ltd. ) будет суждено захватить мир носимых гаджетов, но почему?
Одно из наиболее удачных решений от британской компании — Psion Series 5. Именно на этом КПК ковалось будущее самой популярной ОС среди смартфонов «нулевых»
Естественно, толчком для массового внедрения в наши с вами гаджеты Symbian послужило решение о кооперации компаний Ericsson, Nokia, Motorola — наиболее крупных производителей портативной электроники в середине 90-х. Причин по которым выбор производителей пал на малоизвестную Британскую компанию сразу несколько и они весьма существенны. Прежде всего Symbian был разработан под ARM совместимую микропроцессорную архитектуру ( архитектура разработанная, между прочим, также Британской компанией — ARM Limited ), благодаря новым процессорам стало возможным создавать энергоэффективные, компактные процессоры так сильно востребованные в носимой электронике. Также немаловажным фактором было, что во всем хаосе существующих тогда ОС, фактически не существовало абсолютно удовлетворяющих заказчиков программных решений для только-только зарождающегося форм-фактора портативных гаджетов и соответственно компании так или иначе столкнулись бы с необходимостью глубокой доработки имеющихся платформ. Третий фактор касается существующих ОС. Состоянием на 1998 год уже существовала мобильная платформа — Windows CE, и она вполне могла бы удовлетворить двум предыдущим пунктам, однако пребывая в статусе абсолютного монополиста, в сфере создания и распространения ПО, Microsoft выдвинул столь кабальные требования по лицензионному соглашению к будущим партнерам, что гиганты производства телекоммуникационного оборудования просто вынуждены были отказаться от сотрудничества с Microsoft. Не так давно Билл Гейтс сознался журналистам, что допущенные 20 лет назад ошибки в продвижении его мобильной операционной системы — Windows Mobile, породили гегемонию Android OS и стоили ему $400 миллиардов недополученной прибыли. Ну и конечно решающей причиной в появлении Symbian стали размеры самих компаний Ericsson, Nokia, Motorola. Данный конгломерат банально мог себе позволить вкладывать огромные ресурсы в перспективное направление разработки собственной ОС, и тут малоизвестная но перспективная Psion PLC подошла как нельзя лучше.
Ericsson R380 хотя и был первым смартфоном под управлением Symbian, пальма первенства среди смартфонов, еще с 1992 года, принадлежит IBM Simon
Хотя OS EPOC32 и появилась еще в 1994, первый смартфон под управлением ее производной — Symbian OS, увидел мир только в ноябре 2000 года. Это был Ericsson R380. Система оказалась весьма удачной. По сути, Symbian являлась гибридом вычислительной архитектуры общего назначения и набором компонентов необходимых для функционирования смартфона. В ядре ОС были реализованы все современные на тот момент функции, от управления памятью и поддержки многозадачности, до промежуточного ПО позволяющего работать с мобильными сетями, графикой, поддерживать интернет протоколы, пользовательский интерфейс, управление телефонными вызовами и многое другое без чего и сейчас сложно представить полноценный смартфон. Также платформа позволяла использовать приложения на основе языков программирования Java и C++, являющиеся весьма прорывными для своего времени.
Становление
Хотя исходный код своей платформы Symbian Ltd. откроет аж в 2010 году, что по мнению многих экспертов отрасли стало слишком запоздалым решением, в начале «нулевых» закрытое ПО было вполне обыденным делом. В то время рынок создания программ сторонними разработчиками был крайне ограничен, и скорее нес больше рисков для конечного потребителя нежели преимуществ. Кроме того, при формальной закрытости платформы, количество партнеров принимающих участие в жизни Symbian было весьма внушительным. В разные годы в проект были вовлечены, кроме уже озвученных, еще и Samsung, Sharp, Fujitsu, LG, Sony, Panasonic, а также целый ряд более мелких компаний, что позволяло постоянно развивать и усовершенствовать перспективную платформу.
Все это вроде как звучит прекрасно, но если посмотреть более детально на сложившуюся картину, мы увидем довольно парадоксальную действительность. Все вышеназванные компании если и были в чем-то партнерами, то исключительно ситуационными, на прилавках магазинов все они чрезвычайно остро конкурировали друг с другом. В погоне за индивидуальностью, почти сразу, производители гаджетов причастных к Symbian Ltd. начали создавать свои собственные оболочки, что поддерживались телефонами с Symbian OS. В то время как Японские производители внедряли MOAP ( Mobile Oriented Applications Platform ), финский производитель Nokia продвигал собственную линейку Series 60/80/90, Sony Ericsson и Motorola отдавали предпочтение UIQ (User Interface Quartz). Подобное положение вещей хотя и было весьма удобным, подарив унифицированную программную платформу с возможностью ее поверхностной кастомизации, в тоже время заложило мину замедленного действия под всей ОС. Поскольку собственные программные доработки компаний не могли носить фундаментальный характер и все равно базировались на Symbian, особенно важным было принимать решения по ее непосредственному развитию, а заниматься подобными вещами в купе с заядлыми конкурентами «по цеху» весьма непростое занятие. Ведь у каждой компании было свое виденье рынка и необходимого направления развития для ОС.
Еще одной сильной стороной Symbian являлось то, что используемый под нее программный интерфейс основывался на С++, что в свою очередь позволяло создавать под платформу современные, функциональные приложения. Чего уже говорить об играх написаных на Java, в том числе благодаря которым смартфоны так плотно вошли в нашу жизнь. И все бы было очень радужно, если бы не еще один нюанс. Унаследовав из 80-х от EPOC специфическую структуру оболочки, Symbian OS была довольно требовательна к квалификации программистов писавшим под нее ПО. Вместо поиска решений проблемы — упростить разработку, в 2004 году руководство Symbian, в погоне за безопасностью разрабатываемых под ОС приложений еще больше усложнила жизнь разработчикам. Под благим предлогом борьбы с вирусами, спамом и другим вредоносным кодом встраиваемым в приложения, технические препоны и усилившаяся бюрократия еще больше отвернули рядовых программистов от Symbian OS. До тех пор пока платформа была закрытой, и разработкой приложений под нее занимались крупные компании, эти сложности были не столь уж и критическими и они не могли помешать операционной системе бурно захватывать рынок. Однако, со временем, когда общий тренд в разработке ПО изменился на максимальную открытость и вовлечение как можно большего числа программистов, более простые программные интерфейсы у конкурентов — Android, iOS и Windows Mobile стали существенно популярнее среди нового поколения разработчиков, тем самым еще больше маргинализируя Symbian.
Зрелость
Феноменальные 73% от всех установленных ОС на смартфонах — это вершина пути Symbian OS. Конечно, остается довольно дискуссионным вопрос первопричин такого успеха. С одной стороны, надо отдать должное весьма функциональной и удовлетворяющей всем вызовам времени ОС, а с другой немаловажным фактором ее распространенности стали те великолепные смартфоны Nokia на которых она была предустановлена. Если сейчас, в основном, работа над дизайном смартфона сводится к тому как бы сделать менее броской «монобровь» с ее динамиком и фронтальной камерой, в «нулевых» смартфоны обладали индивидуальностью. Выдвижные клавиатуры, раскладушки, сенсорные, сенсорные с клавиатурой, «камерофоны», слайдеры и все это разнообразие выпускалось одновременно, не редко еще и одним производителем! Бесспорным лидером среди производства носимой электроники была конечно же Nokia. Крайне агрессивная политика проводимая компанией по захвату всех возможных сегментов рынка мобильных гаджетов стала немаловажным фактором в распространении Symbian OS. Благодаря конкурентным решениям от Nokia, охватывающим как бюджетных потребителей, так и премиум сегмент, существующие тогда альтернативы Symbian OS — Palm OS, Windows Phone, Black Berry OS, зачастую проигрывали своему звездному конкуренту именно по «железу». Black Berry OS долгое время ставилась только на нишевые смартфоны из премиум сегмента, Windows Mobile долгое время позиционировался как ОС для Карманных ПК и планшетов, в свою очередь разработчики Palm OS хоть вовремя и переориентировали свою платформу под нужды сотовых операторов, однако выпускаемые под этой ОС смартфоны вряд ли могли тягаться с флагманами от той же Nokia.
В один год, компания могла выставить на прилавки магазинов более двух десятков новых гаджетов. Неужели это было целесообразно?
Достигнув своего пика развития в 2007-2008 годах, чисто внешне, казалось, что Symbian это навсегда. Купающаяся в лучах славы Nokia все больше концентрировала в своих руках власть над Symbian Ltd., тем самым уменьшая разногласия между партнерами, вкладывала в разработку ПО баснословные ресурсы. Рассредоточенные по всему миру подрядчики работали над созданием более адекватного API, «допиливали» саму платформу, как для своего времени создавали выдающиеся сервисы, чего только стоит картографическая служба — OVI Maps. Чисто внешне, ни что не предвещало беды.
В нулевых названием компании Nokia нередко подменяло название мобильного телефона как такового
Появление в 2008 году нового коммуникатор от Apple было интересным событием, однако особо не напугало существующих лидеров отрасли. Логика была в том, что первое поколение iPhonе хоть и обладало революционным дизайном — целиком сенсорный экран при отсутствии физической клавиатуры, однако претендовать на глобальное лидерство этот продукт очевидно не мог. Дороговизна гаджета, слабая автономность и высокая степень хрупкость делали не столь важным, что работало это все «недоразумение» под более удачной нежели у конкурентов операционной системой — iOS.
«У нас ушло немало лет, чтобы понять, что необходимо для создания приличного телефона. Ребята из Apple, занимающиеся созданием ПК, даже понятия не имеют как этого добиться. Они в этом направлении и с места не сдвинулись» — Ансип Ваньеки, глава по стратегическому планированию компании Nokia.
«Еще один новичок на рынке телефонов. На рынке, который переполнен всевозможным ассортиментом, потребителю и так есть из чего выбрать. Не представляю кому это нужно» — Стив Балмер, генеральный директор корпорации Microsoft.
«Нет никакой вероятности, что у Apple что-то получится на рынке телефонов» — Эд Кулиган, руководитель компании Palm.
Менее помпезно чем iPhone, но в том же 2008 году, миру был представлен еще один гаджет — HTC Dream. Его дизайн был не столь прогрессивный как у яблочного коллеги, но его особенностью стало то, что он был первый серийный смартфон под управлением операционной системы Android.
У фанатов iPhone новый год начинается в первых числах сентября
Кончина
Уверен, если порыться в закромах то многие из нас смогут отыскать старый, но еще работающий смартфон на базе Symbian. Недавно колупаясь в своей старенькой Nokia С6-01, с установленной на ней Symbian OS Belle, словил себя на мысли, что это все еще довольно актуальный смартфон. Хотя и выглядящие весьма архаично, но от того не менее функциональные приложения Skype, WhatsApp, Facebook, Viber, WeChat, JAVA DM Reader, Translate, QuickOffice, Youtube все еще исправно работают!
Крах самой распространенной мобильной ОС в мире был стремителен. Фактическим временем смерти для Symbian OS стал 2012, ведь именно в этом году мир увидел последний выпущенный под этой ОС смартфон — Nokia 808 PureView. Весьма интересный и однозначно современный продукт, но ничего изменить он уже не мог. Ситуация была предрешена, ведь всего за 4 года с момента выхода Android OS, доля Symbian OS уже составляла не более 6% от рынка, в то время как его оппонент контролировал около 60%.
Принятое компанией Nokia решение окончательно похоронить свою операционную систему было настолько же неожиданным, насколько и прогнозируемым. Решение менеджмента финского гиганта — Nokia, об отказе от дальнейшей работы над Symbian OS и переход на перспективную платформу Windows Mobile прозвучало еще в 2011 году, почти за год до того как был выпущен Nokia 808 PureView, что уже само по себе не предвещало для него ничего хорошего. В 2010 году о планах выйти из Symbian Ltd заявили восточные партнеры по Symbian Ltd — Samsung и Sony Ericsson. Последние переориентировали свою продукцию на ОС под управлением Android. Но многие все равно до последнего не верили, что так любимая ОС просто канет в лету.
Эпитафия
Исчезновение Symbian и деградация Nokia это два неотъемлемо связанных процесса. Оба эти события и до сих пор остаются знаковыми для ИТ-сообщества. Пример Symbian крайне интересен еще и тем, что очень двоякий. По сути, его погубило именно то, что сделало в свое время «королем горы».
Концепция Android, как открытой платформы, в 2000 году была невостребована, и не несла ничего хорошего кроме рисков, но уже в 2010 году стала решающим фактором в конкурентной борьбе. Стоит также вспомнить, что магазин Google Play, всего за год своего существования, вмещал более чем 100 000 приложений, в то время как OVI Store, под Symbian, к этому времени мог похвастатся всего 10 000 наименований, и со временем этот разрыв только рос. В тоже время пример Apple показал, что закрытая платформа в открытом мире это не приговор. Создай разработчики Symbian вовремя удобные инструменты для работы над приложениями сторонним программистам, плюс реализовав вменяемую систему материального поощрения последних и OVI Store также ломился бы от всевозможных приложений.
Кроме лидерства в количестве приложений, уже в 2011 году выторг App Store перевалил за $1 миллиард долларов, оставив далеко позади всех конкурентов
Концепция iPhone состоящая в единовластном управлении своим продуктом, состоянием на 2000 год, очевидно так же не привела бы Symbian к успеху. Подобную модель, в то время, отыгрывала Black Berry, история которой также далека от «хеппи-энда». То огромное количество ресурсов которое требуется для создания своей «закрытой среды» по плечу, пожалуй, только избранным компаниям. Ведь кроме огромных материальных затрат и колоссального опыта в производстве ПО и девайсов, корпорация Apple обладает еще и жесткой вертикально интегрированной структурой. Каждый раз когда в Купертино демонстрируют новый продукт, он так или иначе идет в дополнение к уже существующему миру вещей и сервисов от Apple. Утверждать, что в 1998 году Nokia смогла бы самостоятельно осилить разработку и внедрение своего уникального продукта весьма опрометчиво. Со временем, набравшись опыта и обладая немалыми финансами, в партнерстве с Microsoft, финны попробуют наверстать упущенное презентовав свой первый смартфон под управлением Windows Phone — Nokia Lumia 610, но как мы знаем и эта попытка потерпела фиаско. Провал был спровоцирован, в том числе, нарастающими внутренними проблемами в самой Nokia. За годы безбедного существования компания утратила былую эффективность и была уже неспособна успешно вывести на рынок новый продукт, еще и в условиях разгоревшейся внутренней реорганизации проводимой новым СЕО — Стивеном Элопом.
Не менее интересно сложились судьбы компаний причастных к Symbian Ltd — Nokia, Ericsson, Motorola, Sony, Samsung. На данный момент единственной действительно успешной из них оказалась Samsung. До массового прихода на рынок мобильных гаджетов китайских торговых марок, Samsung удерживал пальму первенства среди проданных смартфонов с предустановленным Android, по сути повторив ассоциативную связку «Symbian=Nokia». Благодаря наилучшему в своих девайсах соотношению цена/качество, они задавили всех своих «Андроидных» конкурентов ведя борьбу в равных условиях единой для всех ОС. Более того Корейская компания стала настолько успешной в создании OLED панелей, что сейчас производит около 93% всех подобных экранов в мире, и для компании уже не так важно на какой смартфон будет установлена эта панель и под какой ОС он работает.
И кто теперь действительно лидер в мире смартфонов?
Одно можно сказать действительно точно — нет ничего вечного под солнцем, и соответсвенно жизненные циклы рождения и смерти также присущи таким не материальным вещам как ПО. Однако как и в мире осязаемых вещей продолжительность этой жизни и ее качество зависит в первую очередь от вовремя принятых правильных решений, а потом уже от времени и рока судьбы. Весьма вероятно, что мы могли бы сейчас жить в мире где все еще доминирует Symbian OS, а OS Android так и «загнулась» на уровне перспективного стартапа. Если задать вопрос, кто будет править балом мобильных ОС, скажем, лет через 10? Ответ на него мы с вами однозначно сможем дать, пожалуй, лет так через 10. Может быть именно в этот самый момент идет интенсивная работа над очередным «убийцей Андроида»? И на этот раз новая ОС действительно сможет в ближайшие несколько лет вклинится в противостояние «Android-iOS». Возможно, этот процесс будет форсирован политическим фактор, ведь тот факт, что существующие мобильные ОС, как собственно и десктопные, в данные момент крайне зависимы от политических решений принимаемых одной единственной страной, тоже весьма неоднозначный. В любом случае, мы с вами, будем пристально следить за всем происходящим, в столь непредсказуемом и переполненном взлетами и падениями мире ИТ.
Немного рекламы
Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).
Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Maincubes Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?
История MeeGo — последняя система Nokia
Новый материал из цикла об истории мобильных операционных систем, которые наделали много шума, но так и не стали популярными. Уже есть разбор Ubuntu Touch, Sailfish OS, Firefox OS, webOS и LiMo. Очередь дошла до системы MeeGo, известной по легендарному смартфону Nokia N9.
В 2010 году на выставке MWC в Барселоне Nokia и Intel объявили о запуске нового проекта —MeeGo. Это универсальная операционная система с открытым исходным кодом на базе Linux, которую можно установить на смартфон, планшет, ноутбук, телевизор и многие другие устройства. «MeeGo станет новой эрой мобильных компьютеров», — говорил генеральный директор Nokia Олли-Пека Калласвуо.
Проект MeeGo создавался не с нуля. В нем использовались наработки Maemo — операционной системы Nokia, которая появилась еще в 2005 году. Самым известным смартфоном на Maemo стал Nokia N900 с выдвижной физической клавиатурой. Несмотря на финансовый провал модели, у телефона до сих пор есть фанаты. Только самой Maemo уже редко кто пользуется, обычно его перепрошивают на альтернативную Linux-систему PostmarketOS.
Официальный сайт MeeGo в 2010 году
Еще в MeeGo использовались компоненты от Moblin — дистрибутива Linux от Intel для компьютеров на процессорах Atom. Также проект MeeGo получил поддержку от некоммерческого фонда The Linux Foundation.
Уже в марте 2010 года появилась первая публичная сборка MeeGo 1.0 для разработчиков. Ее можно было запустить на нетбуках с Intel Atom, Nokia N900 и смартфонах на мобильной платформе Intel Atom Moorestown. Это была ранняя альфа для знакомства с системой. Пользоваться этим на постоянной основе было сложно, хотя интерфейс MeeGo для ноутбуков ничем не отличался от старой системы Moblin от Intel. Даже первое обновление MeeGo 1.1, которое вышло в июне, сложно назвать рабочим продуктом. Например, на экране смартфона в системе зачем-то отображался курсор мыши.
Достаточно посмотреть видео:
На удивление, версия MeeGo для планшета выглядела намного лучше — более плавные анимации, проработанный интерфейс, больше рабочих приложений и функций. Уже, например, работали мультитач и нормальное окно многозадачности.
Уже осенью у проекта MeeGo начались трудности. Сначала Олли-Пека Калласвуо ушел с поста генерального директора Nokia, и его место занял Стивен Элоп из Microsoft. Чуть позже «по личным причинам» уволился вице-президент Nokia и руководитель подразделения MeeGo Devices Ари Джаакси. Связаны эти события или нет — уже никто не узнает.
Примерно в это же время Microsoft представила первую версию Windows Phone. Уже в октябре начались продажи смартфонов с этой системой.
Интересно, что в ноябре 2010 года компания AMD присоединилась к проекту MeeGo. У компании были свои интересы — получить больше софта с поддержкой новых процессоров Fusion. И ради этого она была готова участвовать в проекте Intel, своего главного конкурента.
Минус один
В феврале 2011 года Nokia под руководством Стивена Элопа заключила долгосрочный договор с Microsoft — компании объединились, чтобы продвигать новую мобильную систему Windows Phone.
В рамках соглашения Nokia выбрала среду разработки для Windows Phone как основную. Этот шаг означал постепенный отказ от среды Qt, которая используется для Symbian и MeeGo. Фактически, компания поставила крест на прошлых системах, хотя публично в этом не признавалась.
Nokia не могла полностью отказаться от MeeGo и разорвать отношения с Intel из-за общего соглашения. И даже сам Стивен Элоп убеждал всех, что компания продолжит работать над проектом. «Мы не рассматриваем MeeGo как план Б. Мы думаем о MeeGo и связанной с ней работой как о новом поколении», — сказал Стивен в интервью изданию Engadget.
Стивен Элоп / Wikimedia Commons
Intel и The Linux Foundation понимали, к чему ведет соглашение между Nokia и Microsoft. Несмотря на потерю главного партнера, Intel решила продолжить развитие MeeGo. «Intel разочаровалась в Nokia, но жизнь продолжается», — заявила вице-президент Intel Рене Джеймс на публичной пресс-конференции.
Особенный оттенок заявлению Стивена Элопа придает тот факт, что за несколько дней до соглашения Nokia и Microsoft появилась новость — компания отменила презентацию первого смартфона на MeeGo. В интернете даже были фотографии этого смартфона Nokia N9 с выдвижной физической клавиатурой. Так что будущее платформы выглядело очень сомнительным.
Зато в феврале появился первый ноутбук на MeeGo —Fujitsu LifeBook MH330. Это был обычный дешевый нетбук с экраном 10 дюймов, процессором Atom и 1 ГБ оперативной памяти. Компания Fujitsu даже не стала создавать новую модель для этого, а просто взяла готовый Windows-ноутбук и установила на него MeeGo.
На MeeGo еще вышло меньше 20 ноутбуков и планшетов — полный список можно найти в «Википедии». Среди них нет ничего интересного, это обычные бюджетные компьютеры с простейшими характеристиками.
Несмотря на партнерство с Microsoft, Nokia пообещала все-таки выпустить первый смартфон на MeeGo. И компания выполнила обещание — в июне анонсировали Nokia N9.
Про Nokia N9 было уже множество статей и обзоров, так что заострять внимание на его характеристиках нет смысла. Важно, что смартфон был неудачным с точки зрения маркетинга. И по факту он стал первым и последним смартфоном на MeeGo. При этом, по отзывам, N9 был хорошим смартфоном с удобным интерфейсом, у которого до сих пор есть фанаты.
Но все плюсы Nokia N9 перекрывались тем фактом, что смартфон был мертворожденным. У него не было полноценной рекламной кампании, разработчиков привлечь не удалось, да и сама Nokia фактически отказалась от поддержки смартфона и системы. Так что Nokia N9 стал отличной игрушкой для гиков, но не массовым продуктом.
Похоже, чтобы окончательно добить веру людей в MeeGo, Стивен Элоп в интервью финской газете сказал, что компания не будет продвигать эту операционную систему, даже если Nokia N9 хорошо продастся.
Nokia N950, кадр из видео на YouTube-канале Revaz Rezo
После этого заявления очень странным шагом стал анонс Nokia N950 — это еще один смартфон на MeeGo с выдвижной клавиатурой, который так и не появился в продаже. Компания выпустила ограниченную партию в 5 тысяч штук и раздала ее разработчикам, чтобы те выпускали софт для платформы.
Последний шаг
Несмотря на заявление Intel, развитием MeeGo никто не занимался. Уже в сентябре 2011 года компания объявила о новом проекте с Samsung — Tizen, тоже на основе открытого исходного кода. Эта система стала продолжением идей MeeGo и LiMo, но по факту это разные платформы.
Так что Intel и Nokia смогли всего за полтора года запустить новую операционную систему и сразу же ее закрыть.
Через год после этого события группа разработчиков из отдела MeeGo представила Sailfish OS, которая продолжала идею проекта. Как мы знаем, эта история системы закончилась не лучше.
Заключение
Союз Nokia и Intel выглядел логичным шагом для компаний. Участвовать в проектах с открытым исходным кодом было модно, да и на тот момент Symbian была отстающей. При этом альтернативная система Maemo за годы разработки так и не смогла привлечь внимание массового потребителя. Мотивация Intel еще проще — компания упускала огромный и быстрорастущий рынок смартфонов и планшетов, которые в основном работают на архитектуре ARM. Заодно появилось хоть какое-то применение системе Moblin.
При этом не было ни одной предпосылки для успеха этого проекта, потому что изначально Nokia и Intel были на позиции догоняющих. И с каждым шагом компаний в этом можно было убедиться еще сильнее. А конкурировать приходилось с Google и Apple, у которых было намного больше денег и возможностей для продвижения своих продуктов.
Перед разбором Tizen осталось рассмотреть другую систему, которая стала частью этого проекта, — Bada от Samsung.
Источник https://mobidevices.ru/comparison-android-windows-phone-and-ios
Источник https://habr.com/ru/company/ua-hosting/blog/535546/
Источник http://android.mobile-review.com/articles/61622/