Лекция 2. Процессор. Режимы работы процессора. Пользовательские регистры процессора. Системное программирование

 

Схема работы процессора при выполнении машинной команды

Рассмотрим упрощенную схему выполнения процессором машинных команд программы. Эта схема на логическом уровне адекватна реальной работе процес- сора. Отличие состоит в том, что в реальном процессоре с помощью различных

технических приемов организуется параллельное, то есть одновременное выпол- нение нескольких этапов одной и той же команды или нескольких последова- тельных команд программы, за счет чего добиваются значительного ускорения работы процессора (см.

Перед запуском программы на выполнение операционная система автоматиче- ски записывает в регистр сs адрес сегмента кода, который, как указывалось ранее, содержит код выполняющейся программы. Допустим, что операционная система занесла в регистр сs код 100016. Первые 25610 байтов сегмента кода опе- рационная система всегда занимает вспомогательной информацией. Этот участок памяти принято называть префиксом программного сегмента, часто встречается также его обозначение РSР (от program segment prefix).

На рис. 4.16, а слева изображена программная модель оперативной памяти, а спра- ва — программная модель процессора в состоянии, которое мы будем считать ис- ходным.

Пусть в оперативной памяти в поле с адресом 1010016 находятся коды FF С7 F416, которые мы будем рассматривать как машинную программу, а ре- гистры сs и iр содержат выбранные ранее коды 100016 и 010016 соответственно. Из всех остальных регистров процессора в данном примере нас интересует толь- ко содержимое регистра di, которое мы примем равным, например, 003A16. Рабо- ту процессора при выполнении машинной команды удобно разбить на несколько этапов.

На втором этапе работы процессора содержимое поля, начинающегося с полу- ченного оперативной памятью адреса, передается по шине данных в устройство управления процессора. Поскольку это содержимое рассматривается процессо- ром как код машинной команды, возникает вопрос: сколько байтов поля должно быть передано в устройство управления? Мы знаем, что в системе команд про- цессора i8О86 машинная команда может иметь длину от 1 до 5 байтов. Поэтому в устройство управления передается последовательность не менее чем из 5 байтов. Код из первого байта сравнивается с возможными значениями байта префикса замены сегмента (2616, 2E16, 3616 и ЗE16). Если этот код не является префиксом, он считается байтом команды, в котором находится код операции и по которому определяется ее общая длина. В противном случае информация о длине коман- ды выбирается из следующего байта.

Затем из переданной последовательности для анализа отбирается только необходимое количество байтов, соответствую- щее длине команды.

Следует обратить внимание на то, что байты кода машинной команды передают- ся в устройство управления в том же порядке, в котором они находятся в опера- тивной памяти. Обратный порядок записи на коды машинных команд не распро- страняется. Сфера действия обратного порядка записи — это коды данных, над которыми требуется выполнять арифметические операции, коды чисел в форма- тах с фиксированной или плавающей точкой, коды, используемые для формиро- вания адресов, и т. д.

Четвертый этап выполнения команды показан на рис. 4.17, а. Устройство управ- ления дешифрует команду, выделяя из ее кода все элементы, определяющие вы- полняемое действие, длину и адреса операндов. Затем в арифметико-логическое устройство передается информация об операции, которую необходимо выполнить, и по заданным в команде адресам запрашиваются операнды, которые также переда- ются в арифметико-логическое устройство. В рассматриваемом примере код FF C716 (iпс di) задает выполнение инкремента содержимого регистра di. Устройство управления настраивает арифметико-логическое устройство на выполнение ука- занного действия и организует пересылку в него операнда 003A16 из регистра di.

В рассмотренном примере операнд команды находится в регистре процессора, что значительно упрощает ее выполнение. Если операнд находится в поле опе- ративной памяти, то устройство управления сначала передает на шину адрес операнда, затем оперативная память по шине данных возвращает в арифметико- логическое устройство код запрошенного операнда. Очевидно, что эти допол- нительные действия значительно снижают скорость выполнения команды по сравнению с вариантом, когда операнд находится в регистре процессора. Поэто- му следует всегда, когда это возможно, использовать регистровую или непосред- ственную адресацию и как можно реже обращаться за операндами в оператив- ную память.

На рис. 4.18 представлена рассмотренная последовательность этапов выполне- ния машинной команды процессором. Эта последовательность этапов работы про- цессора в точности повторяется в ходе выполнения следующей машинной коман- ды. По адресу, определяемому указателем из пары регистров сs:iр, из оперативной памяти в устройство управления выбирается машинная команда. Команда дешиф- руется, определятся ее длина и соответствующим образом увеличивается содер- жимое регистра iр. После этого команда выполняется и результаты ее выполнения заносятся в заданное место хранения. Этот циклический процесс выполнения машинных команд обрывается при поступлении в процессор команды остановки с кодом F416. В данном примере она попадает в процессор уже на втором шаге.

Работа процессора при выполнении команд программы

2.1. Процессор.

Самый основной элемент компьютера, это, конечно, процессор. Давайте подробней его рассмотрим. Упрощённая структура процессора (рис. 4):

Рис. 4. Упрощённая структура процессора

Основные элементы процессора:

· Регистры – это специальные ячейки памяти, физически расположенные внутри процессора. В отличие от ОЗУ, где для обращения к данным требуется использовать шину адреса, к регистрам процессор может обращаться напрямую. Это существенно ускорят работу с данными.

· Арифметико-логическое устройство выполняет арифметические операции, такие как сложение, вычитание, а также логические операции.

· Блок управления определяет последовательность микрокоманд, выполняемых при обработке машинных кодов (команд).

· Тактовый генератор , или генератор тактовых импульсов, задаёт рабочую частоту процессора.

2.2. Режимы работы процессора.

Процессор архитектуры x86 может работать в одном из пяти режимов и переключаться между ними очень быстро:

1. Реальный (незащищенный) режим (real address mode) — режим, в котором работал процессор 8086. В современных процессорах этот режим поддерживается в основном для совместимости с древним программным обеспечением (DOS-программами).

2. Защищенный режим (protected mode) — режим, который впервые был реализован в 80286 процессоре. Все современные операционные системы (Windows, Linux и пр.) работают в защищенном режиме. Программы реального режима не могут функционировать в защищенном режиме.

3. Режим виртуального процессора 8086 (virtual-8086 mode, V86) — в этот режим можно перейти только из защищенного режима. Служит для обеспечения функционирования программ реального режима, причем дает возможность одновременной работы нескольких таких программ, что в реальном режиме невозможно. Режим V86 предоставляет аппаратные средства для формирования виртуальной машины, эмулирующей процессор8086. Виртуальная машина формируется программными средствами операционной системы. В Windows такая виртуальная машина называется VDM (Virtual DOS Machine — виртуальная машина DOS). VDM перехватывает и обрабатывает системные вызовы от работающих DOS-приложений.

4. Нереальный режим (unreal mode, он же big real mode) — аналогичен реальному режиму, только позволяет получать доступ ко всей физической памяти, что невозможно в реальном режиме.

Читать статью  2 способа. Как включить все ядра на Виндовс 7, 8, 10

5. Режим системного управления System Management Mode (SMM) используется в служебных и отладочных целях.

При загрузке компьютера процессор всегда находится в реальном режиме, в этом режиме работали первые операционные системы, например MS-DOS, однако современные операционные системы, такие как Windows и Linux переводят процессор в защищенный режим. Вам, наверное, интересно, что защищает процессор в защищенном режиме? В защищенном режиме процессор защищает выполняемые программы в памяти от взаимного влияния (умышленно или по ошибке) друг на друга, что легко может произойти в реальном режиме. Поэтому защищенный режим и назвали защищенным.

2.3. Регистры процессора (программная модель процессора).

Для понимания работы команд ассемблера необходимо четко представлять, как выполняется адресация данных, какие регистры процессора и как могут использоваться при выполнении инструкций. Рассмотрим базовую программную модель процессоров Intel 80386, в которую входят:

· 8 регистров общего назначения, служащих для хранения данных и указателей;

· регистры сегментов — они хранят 6 селекторов сегментов;

· регистр управления и контроля EFLAGS, который позволяет управлять состоянием выполнения программы и состоянием (на уровне приложения) процессора;

· регистр-указатель EIP выполняемой следующей инструкции процессора;

· система команд (инструкций) процессора;

· режимы адресации данных в командах процессора.

Начнем с описания базовых регистров процессора Intel 80386.

Базовые регистры процессора Intel 80386 являются основой для разработки программ и позволяют решать основные задачи по обработке данных. Все они показаны на рис. 5.

Рис. 5. Базовые регистры процессора Intel 80386

Среди базового набора регистров выделим отдельные группы и рассмотрим их назначение.

2.4. Регистры общего назначения.

32-битные регистры ЕАХ (аккумулятор), ЕВХ (база), ЕСХ (счетчик), EDX (регистр данных) могут использоваться без ограничений для любых целей – временного хранения данных, аргументов или результатов различных операций. Названия регистров происходят от того, что некоторые команды применяют их специальным образом: так, аккумулятор часто необходим для хранения результата действий, выполняемых над двумя операндами, регистр данных в этих случаях получает старшую часть результата, если он не умещается в аккумулятор, регистр-счетчик работает как счетчик в циклах и строковых операциях, а регистр-база – при так называемой адресации по базе. Младшие 16 бит каждого из этих регистров применяются как самостоятельные регистры с именами АХ, ВХ, СХ, DX. На самом деле в процессорах 8086 – 80286 все регистры были 16-битными и назывались именно так, а 32-битные ЕАХ – EDX появились с введением 32-битной архитектуры в 80386. Кроме этого, отдельные байты в 16-битных регистрах АХ – DX тоже могут использоваться как 8-битные регистры и иметь свои имена. Старшие байты этих регистров называются АН, ВН, СН, DH, а младшие — AL, BL, CL, DL (см. рис.4.1).

Остальные четыре регистра – ESI (индекс источника), EDI (индекс приемника), ЕВР (указатель базы), ESP (указатель стека) – имеют более конкретное назначение и применяются для хранения всевозможных временных переменных. Регистры ESI и EDI необходимы в строковых операциях, ЕВР и ESP – при работе со стеком. Так же как и в случае с регистрами ЕАХ — EDX, младшие половины этих четырех регистров называются SI, DI, BP и SP соответственно, и в процессорах до 80386 только они и присутствовали.

2.5. Сегментные регистры.

При использовании сегментированных моделей памяти для формирования любого адреса нужны два числа – адрес начала сегмента и смещение искомого байта относительно этого начала (в бессегментной модели памяти flat адреса начал всех сегментов равны). Операционные системы (кроме DOS) могут размещать сегменты, с которыми работает программа пользователя, в разных местах памяти и даже временно записывать их на диск, если памяти не хватает. Так как сегменты способны оказаться где угодно, программа обращается к ним, применяя вместо настоящего адреса начала сегмента 16-битное число, называемое селектором. В процессорах Intel предусмотрено шесть 16-битных регистров — CS, DS, ES, FS, GS, SS , где хранятся селекторы. (Регистры FS и GS отсутствовали в 8086, но появились уже в 80286.) Это означает, что в любой момент можно изменить параметры, записанные в этих регистрах.

В отличие от DS, ES, GS, FS, которые называются регистрами сегментов данных, CS и SS отвечают за сегменты двух особенных типов – сегмент кода и сегмент стека. Первый содержит программу, исполняющуюся в данный момент, следовательно, запись нового селектора в этот регистр приводит к тому, что далее будет исполнена не следующая по тексту программы команда, а команда из кода, находящегося в другом сегменте, с тем же смещением. Смещение очередной выполняемой команды всегда хранится в специальном регистре EIP (указатель инструкции, 16-битная форма IP), запись в который так же приведет к тому, что далее будет исполнена какая-нибудь другая команда. На самом деле все команды передачи управления – перехода, условного перехода, цикла, вызова подпрограммы и т.п. – и осуществляют эту самую запись в CS и EIP.

2.6. Регистр флагов.

Еще один важный регистр, использующийся при выполнении большинства команд, — регистр флагов. Как и раньше, его младшие 16 бит, представлявшие собой весь этот регистр до процессора 80386, называются FLAGS. В EFLAGS каждый бит является флагом, то есть устанавливается в 1 при определенных условиях или установка его в 1 изменяет поведение процессора. Все флаги, расположенные в старшем слове регистра, имеют отношение к управлению защищенным режимом, поэтому здесь рассмотрен только регистр FLAGS (см. рис. 6):

Рис. 6. Регистр флагов FLAGS.

CF – флаг переноса. Устанавливается в 1, если результат предыдущей операции не уместился в приемнике и произошел перенос из старшего бита или если требуется заем (при вычитании), в противном случае – в 0. Например, после сложения слова 0 FFFFh и 1, если регистр, в который надо поместить результат, – слово, в него будет записано 0000 h и флаг CF = 1.

PF – флаг четности. Устанавливается в 1, если младший байт результата предыдущей команды содержит четное число битов, равных 1, и в 0, если нечетное. Это не то же самое, что делимость на два. Число делится на два без остатка, если его самый младший бит равен нулю, и не делится, когда он равен 1.

AF – флаг полупереноса или вспомогательного переноса. Устанавливается в 1, если в результате предыдущей операции произошел перенос (или заем) из третьего бита в четвертый. Этот флаг используется автоматически командами двоично-десятичной коррекции.

ZF – флаг нуля. Устанавливается в 1, если результат предыдущей команды – ноль.

SF – флаг знака. Он всегда равен старшему биту результата.

TF – флаг ловушки. Он был предусмотрен для работы отладчиков, не использующих защищенный режим. Установка его в 1 приводит к тому, что после выполнения каждой программной команды управление временно передается отладчику.

IF – флаг прерываний. Сброс этого флага в 0 приводит к тому, что процессор перестает обрабатывать прерывания от внешних устройств. Обычно его сбрасывают на короткое время для выполнения критических участков кода.

Читать статью  Текстовые редакторы, процессоры 📙 - Информатика

DF – флаг направления. Он контролирует поведение команд обработки строк: когда он установлен в 1, строки обрабатываются в сторону уменьшения адресов, когда DF =0 – наоборот.

OF – флаг переполнения. Он устанавливается в 1, если результат предыдущей арифметической операции над числами со знаком выходит за допустимые для них пределы. Например, если при сложении двух положительных чисел получается число со старшим битом, равным единице, то есть отрицательное, и наоборот.

Флаги IOPL (уровень привилегий ввода-вывода) и NT (вложенная задача) применяются в защищенном режиме.

2.7. Цикл выполнения команды

Программа состоит из машинных команд. Программа загружается в оперативную память компьютера. Затем программа начинает выполняться, то есть процессор выполняет машинные команды в той последовательности, в какой они записаны в программе.

Для того чтобы процессор знал, какую команду нужно выполнять в определённый момент, существует счётчик команд – специальный регистр, в котором хранится адрес команды, которая должна быть выполнена после выполнения текущей команды. То есть при запуске программы в этом регистре хранится адрес первой команды. В процессорах Intel в качестве счётчика команд (его ещё называют указатель команды) используется регистр EIP (или IP в 16-разрядных программах).

Счётчик команд работает со сверхоперативной памятью, которая находится внутри процессора. Эта память носит название очередь команд, куда помещается одна или несколько команд непосредственно перед их выполнением. То есть в счётчике команд хранится адрес команды в очереди команд, а не адрес оперативной памяти.

Цикл выполнения команды – это последовательность действий, которая совершается процессором при выполнении одной машинной команды. При выполнении каждой машинной команды процессор должен выполнить как минимум три действия: выборку, декодирование и выполнение. Если в команде используется операнд, расположенный в оперативной памяти, то процессору придётся выполнить ещё две операции: выборку операнда из памяти и запись результата в память. Ниже описаны эти пять операций.

  • Выборка команды . Блок управления извлекает команду из памяти (из очереди команд), копирует её во внутреннюю память процессора и увеличивает значение счётчика команд на длину этой команды (разные команды могут иметь разный размер).
  • Декодирование команды . Блок управления определяет тип выполняемой команды, пересылает указанные в ней операнды в АЛУ и генерирует электрические сигналы управления АЛУ, которые соответствуют типу выполняемой операции.
  • Выборка операндов . Если в команде используется операнд, расположенный в оперативной памяти, то блок управления начинает операцию по его выборке из памяти.
  • Выполнение команды . АЛУ выполняет указанную в команде операцию, сохраняет полученный результат в заданном месте и обновляет состояние флагов, по значению которых программа может судить о результате выполнения команды.
  • Запись результата в память . Если результат выполнения команды должен быть сохранён в памяти, блок управления начинает операцию сохранения данных в памяти.

Суммируем полученные знания и составим цикл выполнения команды:

  1. Выбрать из очереди команд команду, на которую указывает счётчик команд.
  2. Определить адрес следующей команды в очереди команд и записать адрес следующей команды в счётчик команд.
  3. Декодировать команду.
  4. Если в команде есть операнды, находящиеся в памяти, то выбрать операнды.
  5. Выполнить команду и установить флаги.
  6. Записать результат в память (по необходимости).
  7. Начать выполнение следующей команды с п.1.

Это упрощённый цикл выполнения команды. К тому же действия могут отличаться в зависимости от процессора. Однако это даёт общее представление о том, как процессор выполняет одну машинную команду, а значит и программу в целом.

Программная модель центрального процессора

Центральный процессор (ЦП) — устройство, непосредственно предназначенное для выполнения вычислительных операций. Процессор работает под управлением программы, выполняя вычисления или принимая логические решения, необходимые для обработки информации.
Большинство современных центральных процессоров строятся на базе 32-битной архитектуры Intel-совместимых процессоров IA-32 (Intel Architecture), которая является третьим поколением базовой архитектуры x86.

Структура центрального процессора

Функционально центральный процессор можно разделить на две части:

  • операционную, содержащую арифметико-логическое устройство (АЛУ) и микропроцессорную память (МПП) — регистры общего назначения;
  • интерфейсную, содержащую адресные регистры, устройство управления, регистры памяти для хранения кодов команд, выполняемых в ближайшие такты; схемы управления шиной и портами.

Программная модель центрального процессора

Обе части ЦП работают параллельно, причем интерфейсная часть опережает операционную, так что выборка очередной команды из памяти (ее запись в блок регистров команд и предварительный анализ) происходит во время выполнения операционной частью предыдущей команды. Такая организация ЦП позволяет существенно повысить его эффективное быстродействие.
Устройство управления (УУ) вырабатывает управляющие сигналы, поступающие по кодовым шинам инструкций в другие блоки вычислительной машины. УУ формирует управляющие сигналы для выполнения команд центрального процессора.

Арифметико-логическое устройство (АЛУ) предназначено для выполнения арифметических и логических операций преобразования информации.

Системная шина – набор проводников, по которым передаются сигналы, соединяющая процессор с другими компонентами на системной плате. Системная шина состоит из шины данных, шины адреса, шины управления.

  • Шина данных – служит для пересылки данных между процессором и оперативным запоминающим устройством (ОЗУ).
  • Шина адреса – используется для передачи сигналов, с помощью которых определяется местоположение ячейки памяти для выполняемых процессором операций чтения/записи и ввода-вывода.
  • Шина управления – служит для пересылки управляющих сигналов. Каждая линия этой шины имеет своё особое назначение, поэтому они могут быть как однонаправленными, так и двунаправленными.
Микропроцессорная память

Микропроцессорная память представляет собой набор регистров, которые условно можно разделить на 4 группы:

  • регистры общего назначения;
  • сегментные регистры;
  • регистр счетчика команд;
  • регистр признаков.

Регистр – устройство сверхбыстродействующей памяти в процессоре, служащее для временного хранения управляющей информации, операндов и/или результатов выполняемых операций. Совокупность регистров процессора называется набором регистров .

Набор регистров общего назначения 32-битной архитектуры центрального процессора включает в себя

  • 4 универсальных регистра: EAX, EBX, ECX, EDX ;
  • 2 индексных регистра: ESI, EDI ;
  • 2 регистра для работы со стеком: ESP, EBP .

Набор регистров центрального процессора

Каждый из 32-разрядных универсальных регистров представляет собой логическое объединение, позволяющее отдельно обращаться к своей младшей 16-разрядной части: AX, BX, CX, DX . Каждый 16-разрядный регистр позволяeт независимо обращаться к старшему ( H ) и младшему ( L ) байту. Соответствующие 8-разрядные регистры имеют имена AH, AL, BH, BL, CH, CL, DH, DL .

Регистры общего назначения

Регистр EAX (аккумулятор) – автоматически применяется при операциях умножения, деления и при работе с портами ввода-вывода. Его использование в арифметических, логических и некоторых других операциях позволяет увеличить скорость их выполнения. Используется для записи возвращаемого значения из функции.
Регистр EBX (регистр базы) – может содержать адреса элементов оперативной памяти. По умолчанию эти адреса будут представлять собой смещение в сегменте данных.
Регистр ECX (счетчик) – используется в операциях повторения, например в циклах, в строковых командах и т.д.
Регистр EDX (регистр данных) – является единственным элементом, который может хранить адреса портов ввода-вывода в командах типа IN (получить из порта) и OUT (вывести в порт). Без его помощи невозможно обратиться к портам с адресами в адресном пространстве больше 1 байта. Автоматически применяется также в операциях умножения и деления.

Индексные регистры используются для выполнения косвенной адресации, а также автоматически используются в строковых командах. Каждый 32-разрядный индексный регистр представляет собой логическое объединение, позволяющее отдельно обратиться к своей младшей 16-разрядной части.
Регистр ESI (регистр индекса источника) может содержать адреса элементов в оперативной памяти. По умолчанию эти адреса будут представлять собой смещение в сегменте данных. При выполнении операций со строками в этом регистре содержится смещение строки источника в сегменте данных.
Регистр EDI (регистр индекса приемника) может содержать адреса элементов в оперативной памяти. По умолчанию эти адреса будут представлять собой смещение в сегменте данных. При выполнении операций со строками в этом регистре содержится смещение строки приемника в сегменте данных.

Читать статью  AMD OverDrive — скачать программу для разгона процессоров AMD

Регистры для работы со стеком используются для хранения вершины стека ( ESP ) и текущего элемента (базы) — EBP . Каждый 32-разрядный регистр для работы со стеком представляет собой логическое объединение, позволяющее отдельно обратиться к своей младшей 16-разрядной части.
Регистр EBP (указатель базы) может содержать адреса элементов в оперативной памяти. Эти адреса будут представлять собой смещение в сегменте стека.
Регистр ESP (указатель стека) используется для записи данных в стек и чтения их из стека. Фактически он содержит смещение в сегменте стека, которое определяет нужное слово памяти. Значения этого регистра автоматически меняются командами для работы со стеком типов push, pop, pushf, popf, call, ret .

Сегментные регистры представляют собой набор 16-разрядных регистров (для 32-битной архитектуры центрального процессора).
Сегмент — это логический элемент программы, который представляет собой независимый, поддерживаемый на аппаратном уровне блок памяти.

Регистр CS (регистр сегмента кода) определяет стартовый адрес сегмента, в который помещается код выполняемой программы. Это единственный сегментный регистр, который нельзя загрузить непосредственно. Косвенно загрузить в регистр CS новое значение могут команды вида jxx, call, int, ret, iret .
Регистр DS (регистр сегмента данных) определяет стартовый адрес сегмента, в который помещаются данные для программы. По умолчанию смещения в сегменте данных задаются в регистрах EBX , ESI и EDI .
Регистр SS (регистр сегмента стека) определяет стартовый адрес сегмента, в который помещается стек для программы. По умолчанию смещения для сегмента стека задаются в регистрах ESP и EBP .
Регистры ES, FS, GS (регистры сегментов дополнительных данных) опредляют стартовый адрес сегмента, в который помещаются дополнительные данные для программы. Например, в случае строковых команд, DS определяет сегмент для строки-источника, а ES – сегмент для строки-приемника. За исключением строковых команд, доступ к данным в сегменте ES обычно менее эффективен, чем в сегменте DS .

Регистр счетчика команд
Регистр EIP (указатель команд) содержит смещение в сегменте кода следующей выполняемой команды. Как только некоторая команда начинает выполняться, значение регистра EIP увеличивается на ее длину так, что будет адресовать следующую команду. Физический адрес команды в памяти выполняемой программы определяет пара регистров CS:EIP , то есть к физическому адресу начала сегмента кода добавляется смещение следующей команды в сегменте кода, хранящееся в регистре EIP .

Регистр признаков

Обычно команды выполняются в той последовательности, в которой они расположены в программе. Нарушают эту последовательность только команды переходов (они начинаются с буквы j: jxx ), команды вызова подпрограммы ( call ), обработчиков прерываний ( int ) и возврата ( ret, iret ). Непосредственно содержимое EIP нельзя изменить или прочитать. Косвенно загрузить в регистр EIP новое значение могут только команды jxx, call, int, ret, iret . Регистр EIP является 32-битным. Младшая 16-битная часть регистра счетчика команд имеет имя IP .

Регистр признаков
Регистр признаков EFLAGS включает биты, каждый из которых устанавливается в единичное или в нулевое состояние при определенных условиях. Регистр EFLAGS 32-битный. Младшая 16-битная часть регистра признаков имеет имя FLAGS .

Все биты регистра признаков подразделяются на

  • s — биты состояния ( STATUS );
  • c — биты управления ( CONTROL );
  • x — системные биты ( SYSTEM ).

Регистр признаков

CF – бит переноса: устанавливается в 1, когда арифметическая операция генерирует перенос или выход за разрядную сетку результата. сбрасывается в 0 в противном случае. Этот флаг показывает состояние переполнения для беззнаковых целочисленных арифметических действий. Он также используется в арифметических действиях с повышенной точностью. Может быть установлен командой STC или сброшен командой CLC .

PF – бит четности: устанавливается в 1, если результат последней операции имеет четное число единиц.

AF – бит вспомогательного переноса: устанавливается в 1, если арифметическая операция генерирует перенос из младшей тетрады битов (из 3 бита в 4), сбрасывается в 0 в противном случае. Этот флаг используется в двоично-десятичной арифметике.

ZF – бит нулевого значения: устанавливается в 1, если результат нулевой, сбрасывается в 0 в противном случае.

SF – знаковый бит: устанавливается равным старшему биту результата, который определяет знак в знаковых целочисленных операциях (0 – положительное число, 1 – отрицательное число).

TF – бит пошаговой отладки: устанавливается в 1 для включения режима пошаговой отладки программы, сбрасывается в 0 в противном случае.

IF – бит прерываний: при значении 1 микропроцессор реагирует на внешние аппаратные прерывания по входу INTR. При значении 0 микропроцессор игнорирует внешние прерывания.

DF – бит направления: управляет строковыми командами ( MOVS, CMPS, SCAS, LODS, STOS ). Если DF = 1 (команда STD ), то содержимое индексных регистров ESI, EDI увеличивается, если DF = 0 (команда CLD ), то содержимое индексных регистров ESI, EDI уменьшается.

OF – бит переполнения: устанавливается в 1, если целочисленный результат выходит за пределы разрядной сетки. Тем самым данный бит указывает на потерю старшего бита результата.

IOPL – уровень приоритета: 2-битовое поле, которое отображает уровень приоритета ввода-вывода для выполняемой в данное время программы или задачи. Действительный приоритет задачи может быть меньше или равен IOPL.

NT – флаг вложенной задачи: управляет последовательностью вызванных и прерванных задач. Установлен в 1, если текущая задача связана с предыдущей, сброшен в 0, если текущая задача не связана с другими задачами.

RF — флаг возобновления: используется при обработке прерываний от регистров отладки.

VM — флаг виртуального 8086: признак работы процессора в режиме виртуального 8086: 1 – процессор работает в режиме виртуального 8086, 0 – процессор работает в реальном или защищенном режиме.

AC — флаг контроля выравнивания: предназначен для разрешения контроля выравнивания при обращениях к памяти. Если требуется контролировать выравнивание данных и команд по адресам, кратным 2 или 4, то установка данных битов приведет к тому, что все обращения по некратным адресам будут вызывать исключительную ситуацию.

VIF — флаг виртуального прерывания: при определенных условиях (одно из которых – работа микропроцессора в V-режиме) является аналогом флага IF . Флаг VIF используется совместно с флагом VIP .

VIP — флаг отложенного виртуального прерывания: устанавливается в 1 для индикации отложенного прерывания. Используется совместно с VIF в виртуальном режиме.

ID — флаг поддержки идентификации процессора: используется для отображения поддержки микропроцессором инструкции CPUID .

Источник https://lawbooks.news/telekommunikatsionnyie-sistemyi-kompyuternyie/shema-rabotyi-protsessora-pri-vyipolnenii-59962.html

Источник https://www.sites.google.com/site/sistprogr/lekcii1/lek2

Источник https://prog-cpp.ru/asm-cpu/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *